Твоя идеальная формула каникул
Преподаватель: Олег Федорович Дудукаленко
Временный Детский Коллектив
ВДК - группа /малая/ подростков, объединенных в целях организации их жизнедеятельности в условиях детского лагеря.

Особенности
Что отличает временный от постоянного коллектива?
Непродолжительность
Небольшая длительность функционирования коллектива.
Максимальный период не превышает 45 дней.
Уровень знакомства
В состав группы входят ранее не знакомые или малознакомые дети
Автономность
  • Влияние внешних факторов уменьшается;
  • ослабляется влияние семьи, класса, друзей;
  • у коллектива появляется новое место жизнедеятельности, которое позволяет проводить воспитательное воздействие на ВДК.
Чувство "Мы"
Это то, что присуще только одному определенному коллективу, в отличие от других таких или совсем других коллективов.
Понятие «мы», а все вокруг - «они». - это чувство общности. Оно необходимо и способствует созданию и укреплению коллектива.
Коллективная деятельность
Общее дело, цель, проблемы и ситуации возникающие у коллектива.
Завершенность развития
От формирования коллектива до завершения функционирования и распада
Стадии развития
А.Н. Лутошкин
Песчаная россыпь
  • Люди, не связаны между собой; каждый сам по себе.
  • Дети мало знают друг друга и боятся пойти на встречу друг другу.
  • Отсутствует авторитетный центр.
  • Структура формальна.
  • Лидерство отсутствует.
  • Микрогруппы неустойчивы.
  • Нет устойчивых основ МЛО (межличностных отношений).
01
Мягкая глина
  • Каждый выдвигает цели и интересы, при этом интересуется целями других.
  • Группа может принять ту форму, какую захочет вожатый, поэтому важна организация детей.
  • Скрепляющее звено – формальная дисциплина и требования вожатого.
  • Вожатый играет роли советника и генератора идей.
  • У детей появляется опыт совместной деятельности, общие дела и события.
  • Развиваются более устойчивые образования – группы.
02
Мерцающий маяк
  • Взаимодействие более активное, нежели на предыдущих стадиях.
  • Группа озабочена тем, чтобы каждый шел верным путем.
  • Появляется желание совместной деятельности.
  • Большое значение имеет эмоциональный фактор, поэтому возникает наибольшая вероятность конфликтов.
  • Происходит развитие социально значимых качеств, укрепление чувства МЫ.
  • Появляются лидеры. Вожатый сопровождает, консультирует.
  • Дети ситуативно способны на крупное дело
03
Алый Парус
  • Происходит укрепление, сближение ценностных ориентаций и сплочение отряда.
  • Развивается как внутригрупповая, так и межгрупповая активность.
  • Девиз: Один за всех и все за одного. Т.е. дружба переплетается с обязанностями, появляется чувство гордости за коллектив при победе, а при поражениях нежелание признавать свои ошибки.
  • Начинают развиваться и обостряются в следующей стадии такие социально-психологические феномены как внутригрупповой фаворитизм (предпочтение своей группы за сам факт ее существования;
  • позиция ребенка: «Группу я люблю не потому, что она так хороша, а потому, что она моя»)
  • внегрупповая враждебность (чем лучше я отношусь к своей группе, тем хуже к другой, особенно, если она сравнивается с моей).
04
Горящий факел
  • Взаимодействие наиболее активно.
  • Дети полностью открыты вожатому, он чувствует тепло и жизнерадостность.
  • Группа толерантна и стремится к сотрудничеству, вопреки соперничества.
  • Способны договориться, прийти к соглашению.
  • Коллектив можно назвать сплоченной и эффективной командой.
05
Структура коллектива
Ребенок, в течении смены может менять свою роль в отряде до нескольких раз
Лидер
Обладает "формальным" званием.
Явно признанный коллективом (неформально признан)
Душа компании
Человек, которому доверяют все тайны, к которому приходят за поддержкой. Ответственное дело доверенное «душе компании» обречено на успех, все ребята готовы ему помочь. Только злоупотреблять этим не стоит
Анти-лидер
Ребенок явно влияющий на динамику временного детского коллектива.
Тянет коллектив в обратную сторону от нужной цели (девиации, нарушение общих правил, попытки противопоставить себя лидерскому центру).
Неформальный лидер (Серый кардинал)
Неявный лидер. К его мнению часто прислушиваются и смотрят за его поступками (в разновозрастном коллективе старший товарищ).
Как правило он не лидирует, но очень сильно влияет на ритмику детского коллектива.
Часто (но не всегда) НЕ хочет быть официальным лидером.
Ситуативный лидер
Ребенок, который объединяет коллектив (или признается коллективом) в моментах, его максимальной компетентности (например, при разводке танца - хореограф, при песне - вокалист).
Аутсайдер
Ребенок не принятый коллективом – самая сложная ситуация, которая может сложиться. Она потребует от Вас всей деликатности и всего профессионализма. Почаще проводите игры на сплочение, случайной жеребьевкой включайте этого ребенка в различные пары.
Периодизация смены
Периоды, кризисы
До начала смены
Подготовительный период
Цель: Подготовить программу и коллектив к проведению смены

Задачи:
  • Набрать команду
  • Пройти медицинские осмотры
  • Подготовить документы (ИНН, Паспорт, СНИЛС, Банковские реквизиты)
  • Подписать договор, прочитать должностную инструкцию
  • Написать программу смены, клубов, занятий
  • Подготовить сценарии и оснащение мероприятий
  • Подготовить воспитательную среду (наличие материалов, канцелярских товаров)
  • Пройти инструктажи (пожарная безопасность, охрана труда, правила поведения, ЕПТ).
  • Подготовить лагерь к заезду детей (оформление).
...
1-3 день смены
Организационный/адаптационный период
Цель: Заложить основы ВДК

Задачи оргпериода:
1. Организовать прием и заезд детей
2. Познакомить с лагерем, вожатыми, традициями, законами, единым педагогическим требованиям,
3. Познакомить детей друг с другом, дать возможность увидеть друг друга в различных социальных ролях (Организовать деятельность, способствующую раскрытию творческого потенциала детей)
4. Выявить уровень воспитанности детей, интеллектуального развития, активности, направленность интересов детей, эмоционально-волевые особенности характеров детей.
5. Наметить перспективы совместной деятельности с отрядом (планирование);
6. Выявить лидерскую расстановку
7. Учить правильному уровню общения формирующийся коллектив.
8. Дать детям установку на самопознание себя и окружающего мира.
9. Организовать индивидуальную работу с детьми.
10. Постоянно изучать и контролировать складывающиеся отношения между детьми.
11. Педагогу необходимо заинтересовать детей собой, своей личностью
это период адаптации ребенка и подростка к новым условиям жизнедеятельности, период первоначального сплочения коллектива, период становления коллектива.
3-4 день смены
Кризис
Пик Трудности, Кризис неоправданных ожиданий ... DD agency
....
4-18 день смены
Основной период
Цель: формирование и развитие временного детского коллектива, самореализация каждого члена коллектива.

Задачи основного периода:
● Продолжить целенаправленную работу по воспитанию детей;
● Контролировать состояние здоровья детей;
● Требовать соблюдение детьми режима дня, правил, законов;
● Организовать разнообразную деятельность;
● Развивать лидерские качества детей;
● Продолжить индивидуальную работу с каждым ребенком;
...
Кризис
...
...
.....
Кризис
...
...
.....
19-21 день смены
Заключительный/итоговый период
Цель итогового периода: превращение коллектива в инструмент индивидуального развития каждого из его членов.
Задачи итогового периода:
●      организовать деятельность в которой предоставляется возможность каждому осознавать себя через коллектив, свои возможности, свою жизненную позицию,
●      подготовить детей к отъезду,
●      проанализировать достигнутый уровень коллектива,
●      увлечь детей формами и методами самовоспитания
.....
ПОСЛЕ смены
Аналитический период
...
.....
Преподаватель
Дудукаленко Олег Федорович
Методист ГУДО ЗДЮЦ "Эврика"
Начальник смен

Вожатый с 2009 года
Региональный координатор Всероссийского проекта "Лига Вожатых"
Финалист всероссийского конкурса "Лига Вожатых 2021"
Преподаватель в ШПВ с 2013 года
Руководитель школы подготовки вожатых в ГУДО ЗДЮЦ "Эврика"
Руководитель проекта "Лаборатория Каникул"
Организатор регионального конкурса "Лига Вожатых. Забайкальский край" и фестиваля педагогических отрядов и коллективов Забайкальского края
Телефон: +79644701187
Email: olegdudukalenko@gmail.com